Здравствуйте, уважаемые
подписчики!
1. О
выпуске, разбор писем.
Разбор писем
Сразу же хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на мою
просьбу написать свое мнение о рассылке и то, что хотелось
бы изучать. Большое спасибо всем тем, кому моя рассылка понравилась
и вы мне об этом написали.
Я получил довольно большое количество писем, с просьбой
выучить в первую очередь HTML, а потом уже все остальное.
Могу даже сказать, что HTML выходит на первое место по популярности,
далее Паскаль и после все другие языки пограммирования.
Были и письма вроде такого:
"Привет,
Я подписался на твою рассылку, думал буду изучать что-нибудь
стоящее, вроде Borland C++ или Delphi, а ты рассказываешь
о том,
что такое Pascal. Может начнем с чего-нибудь посложнее....
"
К таким письмам я хочу сделать общий комментарий. Дело в
том, что я стараюсь учитывать интересы подписчиков, но учить
сейчас Дельфи или C++ Builder не целесообразно. Я, конечно,
могу посвятить этому отдельный раздел (как мне предложил,
Денис, например), но тогда все будет не по порядку, и выйдет
так, что я уже расскажу про Дельфи и С++ достаточно, когда
придет время объяснять это неподготовленным подписчикам, которые
только-только смогут этим заниматься.
Далее про HTML. Видимо, это самый популярный язык. Этому
способствуют его большое развитие и распространение, также
огромнейшая популярность Интернета, мода на сайты и страницы.
Многие из вас хотят научиться создавать сайты уже сейчас,
оставив все другое программирование.
Чтож, я постараюсь вам в этом помочь. Будем учить ГиперТекстовый
язык на одном уровне с Паскалем, стараться выполнять на нем
уже кое-что.
Но всеже не стоит полностью посвящать время HTML. В первую
очередь Паскаль, не забывайте, что HTML - это и не язык программирования
в принципе. В нем отсутсвуют реальные задачи, решаемые в программировании
и так необходимые на первых порах программисту.
Осваивать необходимо все, это как на лекции - во всем надо
разбираться после освоения теории.
О выпуске
В первую очередь, я хочу извиниться за долгое отсутсвие
выпусков. У меня были небольшие проблемы со здоровьем, поэтому
рассылка не выходила дольше запланированного срока.
А теперь о самом выпуске.
В выпуске открылся новый раздел - Объявления подписчиков.
В нем будут публиковаться ваши объвления. Чтобы разместить
свое объявление, пишите мне - ed1@mailru.com. В письме сообщайте,
нужно ли публиковать Ваше имя и электронную почту.
Большинство из вас выразили нежелание изучать системы счисления.
Некоторые написали, что не понимают, зачем они нужны и для
чего используются. Ну чтож, я вас обрадую - в этом выпуске
я не буду писать про них, а посвящу все время HTML и Паскалю.
В разделе HTML продолжается тема создания веб-страниц,
расскажу об этом подробнее, попробуем практику.
Ну, и конечно, раздел Паскаль, в котором мы продолжаем
учиться программировать на этом языке и попробуем очередную
программу.
2. HTML
- структура документа
Хочу сразу сказать, что подписчики
в текстовом формате сейчас могут испытывать определенные неудобства,
так как я буду демонстрировать все примеры прямо в рассылке,
и выйдет так, что вы не сможете ничего посмотреть.
Так как большинство пользователей используют в качестве
броузера Internet Explorer, то все примеры будут проводиться
именно для него. Если же вы используете какой-либо другой
броузер и испытываете какие-либо проблемы, то сообщите мне, и я расскажу что делать
в этом случае.
Итак, мы разобрались в прошлом выпуске, что файл HTML больше
похож не на программу, а на обыкновенный документ, разделенный
тэгами. Также условно разделили тэги на две категории:
- оправляющие общим видом документа
- и управляющие текущим выводом, конкретным словом, например.
Я напоминаю вам это потому, что сегодня мы начнем рабрать
конкретные тэги, и вам необходимо будет четко определять между
ними разницу - относить их к первой или второй категории.
Файл HTML состоит из двух частей, которые как раз и содержат
те или другие определенные тэги. Зачем он так разделен?
Вот смотрите, захотели мы сделать страницу, на которой напечатаем
расписание автобусов, например. Из чего она будет состоять?
Конечно, из самого текста расписания. Кроме того, из описания
цвета фона, названия документа ("титулки") - строки, отображаемой
в заголовке броузера, которая выглядит например, так:
Расписание движения автобусов - Microsoft Internet Explorer
и много другого, что можно применить ко всему документу.
Так как та часть, в которой указываются свойства документа
определенно не содержит тэгов, которые влияют на конкретный
текст (выделение слова жирным, например), то понятно, что
лучше не путать эту часть с той, в которой находится сам
текст.
Вот поэтому документ HTML и делиться на две части. Опишу
каждую из них:
1-я часть - в ней указываются настройки документа
и сведения о нем. Это цвет фона, рисунок фона, сведения о
авторе или описание документа.
2-я часть - непосредственно документ, то есть его
содержимое. Здесь описываются таблицы и текст, рисунки, формы
для ввода данных и так далее.
Теперь рассмотрим, как выглядит Гипертекстовый документ
изнутри и как обозначаются эти обе части.
Создание HTML документа
В прошлом выпуске я рассказывал, что для создания HTML-документа
не надо никаких особенных средств. Для того, чтобы создать
страничку, вы открываете редактор "Блокнот" и сохраняете пустой
файл с именем, каким вы захотели и расширением .HTM
или .HTML. Далее - необходимо открыть этот документ
в Броузере. Так как Ваш документ находиться не в Интернете,
а на вашем компьютере, то делаете следующее (не забывайте,
для Internet Explorer! конкретнее см. выше):
1. Запускаете Броузер. В меню "Файл" выбираете "Открыть";
2. Вводите путь к своему сохраненному документу или
нажимая кнопку "Обзор", выбираете его и таже нажимаете "открыть".
Что вы видите? Пустой документ. Окно дроузера пусто, так
как вы не сообщили ему, что это документ HTML. Дело в том,
что броузеры могут открывать не только HTML-файлы, а также
некоторые другие форматы. Поэтому в файле HTML сначала указываются,
что это HTML-формат.
Для этого тоже есть определенные тэги, встречая которые,
броузер начинает интерпретировать файл как Гипертекстовый
документ.
Все тэги, чтобы отличиться от обыкновенного текста, заключаются
в символы
"<" и ">". Здесь все очень просто, я покажу вам это
на примере конкретных тэгов:
Вот смотрите, есть такой тэг (или команда HTML) - <b>.
Он используется для того, чтобы выделить выводимый текст жирным
шрифтом. Здесь также стоит сказать о завершающих тэгах - выводимый
текст должен где-то закончить выделяться жирным. Для этого
и используются заверщающие тэги - они представляют собой тот
же тэг, но перед самой командой ставиться символ "/". Получается
пара тэгов, которые дополняют друг друга:
<b></b>
Текст, напечатанный между ними, будет выделяться броузером
жирным шрифтом, а сами тэги, естественно, выводиться не
будут. Что получается:
<b>Жирный шрифт</b>
Даст нам строку:
Жирный шрифт
Но этого вам пока печатать не нужно, в созданном вами документе.
Это просто конкретный пример использования тэгов, мы вернемся
к нему позже. Сейчас пока необходимо уяснить, как изображаются
тэги, для чего существуют им завершающие пары и их очень простой
синтаксис.
Чтож, надеюсь, что вы перечитали выше, как изображаются
тэги, поэтому продолжаю дальше...
Теперь пора создать полноценный, работающий гипертекстовый
документ, понимаемый и отображаемый броузером.
1. Для того, чтобы броузер
понял, что открытый им документ является HTML форматом, существует
тэг <HTML>. У него есть
завершающая пара, которая соответсвенно изображается как </HTML>.
Среди этих двух тэгов и находиться весь HTML-код, то есть
этими тэгами соответсвенно обозначается и заканчивается гипертекстовый
документ.
Далее - необходимо определить те две главные части, о которых
я говорил выше - для описания внешнего вида документа и
его содержания:
2. Первой из этих частей всегда
идет часть описания внешнего вида документа. Броузер понимает,
что она началась, когда встречает тэг <HEAD>. После него располагаются
все те тэги, которые определяют внешний вид и различные описания.
Конечно, у этого тэга есть завершающая пара - </HEAD>.
3. Ну а теперь начинается
сам документ. Броузер понимает это, встречая тэг <BODY>. Завершающая пара, как
всегда, - </BODY>. Среди
этих двух тэгов и находятся все таблицы и текст, рисунки и
текстовые ссылки. До тэга <BODY> и после тэга </BODY> не может находиться ничего
похожего. Только внутри их.
Итак, мы разобрались, что пишется в HTML-документе. Теперь
пора все это свести вместе и открыть в броузере.
Для этого возвращаемся к своему файлу, открытому в "Блокноте"
и впишем в него такие строки:
<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Это пример номер
1</TITLE>
</HEAD>
<BODY>
<center>
<b>Это первый пример
HTML странички</b>
</center>
</BODY>
</HTML>
После того, как вы набрали этот текст, сохраните свой файл
с расширением .HTM или HTML и откройте в броузере, как сказано
выше.
Что вы видите? Строку, написанную жирным цветом посередине
и в заголовке броузера. Все очень просто, не так ли? Теперь
стоит рассказать конкретно, что же мы написали:
- <HTML> - как я
говорил, это главный тег, определяющий начало гипертекстового
документа.
- <HEAD> - начало
первой части документа.
- <Title> - это тэг,
после которого пишется строка, помещаемая в заголовок
броузера, так называемый "заголовок страницы". У тэга
есть завершающая пара - </Title>. Все, что написано
между ними и помещается в заголовок.
- </HEAD> - конец
первой части документа.
- <BODY> - начало
второй части документа, содержащей непосредственно
все то, что отображается в окне броузера.
- <center> - этот
тег позволяет выравнивать текст (а также рисунки, таблицы
и все остальное) по середине. У тэга есть завершающая
пара - </center> После завершающего
тэга выравнивание по центру прекращается и дальше все
ровняется по левому краю.
- <b> - уже знакомый
нам тэг, позволяющий выделить шрифт жирным. Завершающая
пара - </b>
- Далее вы видите строку "Это первый пример HTML странички".
Этот текст был выровнян посередине тэгами <center> - </center> и выделен жирным
тэгами <b> - </b>. Открыв этот документ
в броузере, вы хорошо увидите работу этих тэгов.
- </BODY> - конец
второй части документа.
Ну вот, собственно мы и разобрали, из чего состоит HTML-документ
и как он выглядит. Теперь я вам хочу предложить поэкспериментировать
над созданной страничкой самостоятельно. Напишите что-нибудь
до и после тэгов <center> и <b>, посмотрите как это будет
выглядеть.
Напоминаю вам еще раз - текст может находиться только между
тэгами <body> - </body>.
Писать его вы можете как угодно, хоть в сплошную строку, хоть
через десять строк ставить слова. Символы перевода строки
и табуляции (абзаца) броузером не воспринимаются, и все считаются
пробелами. То есть слова, написанные так:
Это
текст.
Выведутся броузером так: Это текст.
Для того, чтобы расставить знаки перевода строки и табуляции,
тоже существуют специальные тэги. Но об этом в следующем уроке,
а пока знакомьтесь с структурой HTML документа, главными тэгами,
запомните тэги выравнивания по центру и выделения жирным и
поэкспериментируйте с созданной страничкой. А пока все!
3. Программирование
на Паскале. Продолжение.
В прошлом выпуске мы с вами написали программку, выполняющую
небольшие арифметические операции.
Мы рассмотрели, что такое переменная, ее тип, как они описываются
и зачем. Я получил от вас ОЧЕНЬ много писем с различными вопросами
и на тему конкретной программы, про Паскаль в целом, и про
использование программы Turbo Pascal 7.0. Вопросы были самые
разные, я отвечал на них лично, но у меня сложилась общая
картина о том, в чем возникают сложности при работе с Паскалем.
Поэтому я решил сначала кратко рассказать о том, как пользоваться
самой программой Turbo Pascal 7.0.
Хочу сказать, что далее идет информация для людей, испытывающих
трудности при вводе и запуске программ. Если вам это неинтересно
или не нужно, то пропускайте этот раздел и переходите ниже,
к практике.
Использование программы Turbo Pascal 7.0
Когда вы запускаете эту программу, то видите синее окно
ввода. Именно в нем и набирается текст программы - вы вводите
ее с клавиатуры. Вверху находиться полоса меню, через нее
осуществляется доступ ко всем ресурсам и возможностям Турбо
Паскаля. Активным меню становиться при нажатии клавиши F10.
Основные взможности меню, о которых я хочу вам рассказать
- это Открытие и Сохранение файлов.
Представим, что мы начали писать в окне ввода программу,
которую не закончили, и хотим дописать после. Что надо сделать?
Сохранить ее на диске, а после загрузить обратно в редактор.
Итак, запускаем Паскаль и набираем что-нибудь в онке редактора.
Далее - сохраняем программу. Для этого:
- Нажимаем F10 и переходим в меню.
- Выбираем меню File, а далее - Save - открывается
окно сохранения файла.
- Выбираем имя для файла и вводим его в строку ввода.
- Нажимаем Enter и файл сохраняется.
Теперь можно выйти из программы.
Как загрузить файл обратно в Паскаль? Программы на Паскале
всегда имеют расширение .pas. Зная это, мы всегда будем
безошибочно отличать их от других файлов.
Открываем файл в Паскале:
- Запускаем Turbo Pascal и нажимаем F10.
- Выбираем меню File, после Open. Появляется
окно открытия файла.
- Вводим имя файла в строку ввода или выбираем его из
списка.
- Нажимаем Enter и Паскаль открывает окно редактора
с текстом программы, сохраненной на диске.
Вот и все действия, необходимые для того, чтобы успешно
использовать сохранение и загрузку программ. Но кроме этого,
программы необходимо запускать и проверять на ошибки. Эти
действия тоже осуществляются через меню, но можно также использовать
"горячие клавиши" - сочетания клавиш, при которых быстро производиться
доступ к пунктам меню, без перехода к нему и соответсвующего
выбора.
Итак, мы написали программу и хотим проверить ее на ошибки.
Для этого можно просто попробовать ее запустить и посмотреть,
работает она или нет. Но запускать программу и проверять ее
на ошибки - это разные вещи, зачем же использовать одно вместо
другого? Вот и давайте рассмотрим, как сделать это все в отдельности.
Проверка на ошибки - "компиляция".
Имея в окне редактора текст программы, можно проверить его
на ошибки - такие как ошибки синтаксиса (забыли поставить
";"), ошибки в служебных словах (написали не begin, a bigin)
и другие.
Для того, чтобы это сделать, необходимо нажать клавиши Alt-F9:
нажать Alt и удерживая его нажать F9.
После этого начнется процесс проверки и если все написано
без ошибок, то появиться окно успешной компиляции, в котором
будет мигать надпись
"Compile successfull: Press any key"
Если же возникли какие-либо ошибки, то процесс проверки
остановится на первой из них, переведя курсор в строку с
ошибкой и вверху или внизу редактора появиться красная строка
с названием ошибки. Названия ошибок мы будем разбирать позже.
Процесс, который поисходит при этом, называется "компиляция".
Компиляция - это перевод программы с языка программирования
на язык машинный, понятный компьютеру.
При нажатии сочетания клавиш Alt-F9 и происходит
попытка компиляции, то есть ваша программа переводиться с
Паскаля на машинный язык. И если этот процесс не будет прерван
ошибками в синтаксисе, структуре или какими-либо еще, то программа
может быть запущена и выполнена компьютером.
Как это сделать - запустить программу? Читайте...
Запуск программы - "выполнение".
После удачного процесса компиляции программа помещается
в память компьютера и оттуда может начать свое выполнение.
Для того, чтобы выполнить ее, служит комбинация клавиш Ctrl-F9.
При нажатии на эти клавиши происходит описанный выше процесс
компиляции и сразу после этого происходит попытка запуска
скомпилированной программы.
Опять же, если нет ошибок, произойдет запуск программы и
она начнет работу, иначе вылетит сообщение о ошибке - в виде
красной строки вверху с названием ошибки и курсор переведется
в строку с ошибкой.
Вот и все, что необходимо знать о запуске программ на Паскале!
В конце раздела сделаю уточнения, что вам надо уметь делать
для успешного программирования в среде Turbo Pascal 7.0:
- Сохранять программы на диск (F10 - File >>
Save)
- Загружать программы с диска (F10 - File >>
Open)
- Компилировать программы, контролируя отсутсвие ошибок
(Alt-F9)
- Запускать программу (Ctrl-F9)
А теперь продолжим. Напишем очередную программку, в которой
обязательно будет что-нибудь новое. В частности, я хочу вам
рассказать о других типах данных - какие они бывают кроме
Integer. Также хотелось бы сделать программу интерактивной
- выводящей данные пользователю и принимающей их от него.
Программирование на Паскале
В прошлый раз мы написали программу, которая складывала
переменные. Для того, чтобы завести переменные мы выбрали
тип Integer, который обозначает целое число. На самом
деле этих типов много, они используются для того, чтобы обеспечить
совместимость переменных (строки не складывать с числами,
например). Ну ладно, строки и числа. Что еще надо? Тут можно
подумать, что этих двух типов совершенно достаточно. Число
оно и останется числом, строка останется строкой. Но на самом
деле эти два главных типа имеют много похожих, (Integer в
частности). Вот их я и хочу рассмотреть.
Чтож, начну с чисел. Смотрите, есть у нас переменная-число,
о которой мы точно знаем, что в программе она не будет больше
200 и не будет отрицательной. (Например, стоимость доллара
в рублях). Если мы заведем эту переменную как тип Integer,
то она станет числом, но может принимать значения от -35000
до 35000. Больше она быть не может. Но мы знаем, что наша
переменная никогда не будет таких размеров и не будет отрицательной.
И самое здесь главное - переменная типа Integer занимает
больше оперативной памяти, чем нам требуется. Значит, заводя
такую переменную мы теряем память и делаем ненужные действия.
А этого нужно постоянно избегать! Никогда не надо пренебрегать
памятью и оптимизацией, в некоторых программах это может повлиять
на важные вещи.
Здесь нам подошел бы тип более маленький, способный расширяться
меньше чем 35000 и не мог иметь отрицательных значений
- ведь все это нам не нужно. Вот поэтому и заведено несколько
типов, способных хранить числовые сначения. Как говорят, на
все случаи жизни.
Для нашей переменной подойдет тип, называемый Byte.
Он способен хранить только положительные, только целые числа,
с промежутком от 0 до 255. Он нам очень подходит! Разве
нет?
Давайте теперь запишем нашу переменную (просто для примера),
назовем ее, скажем, Dollar_kurs; Пишем, помня синтаксис
и раздел написания переменных.
var
Dollar_kurs: Byte;
Вот и все. Новый тип, самый подходящий для маленьких чисел.
Дальше - а если, наоборот, мы знаем, что переменная может
быть более 35000? Если она может дойти до 15 000
000? Например, количество людей в Москве? В Integer
такое число уже не влезет, при попытке присвоения такого значения
значение переменной будет окончательно испорчено. Для таких
переменных тоже существует свой тип - LongInt; (Это
от английского Long Integer - длинное число).
Запишем такую переменную:
var
Moskow: LongInt;
А как же быть с дробными числами? Например, мы хотим иметь
переменную со значением 37,123. Типы LongInt, Integer,
Byte служат для хранения только целых чисел. Для хранения
дробных чисел служат другая группа типов, которых тоже несколько
по тем же причинам (для выбора подходящего размера). Но пока
мы не будем обращать внимание на эти типы, так как они еще
нам не понадобятся. А теперь сведем все типы, которые могут
хранить целые числа в таблицу (здесь есть также некоторые
другие, о которых я не говорил - но тут уже все понятно):
Целые типы
Обозначение типа |
Диапазон значений |
ShortInt |
-128 до 127 |
Integer |
-32768 до 32767 |
LongInt |
-2147483648 до 2147483647 |
Byte |
0 до 125 |
Word |
0 до 65535 |
Это все целые типы, используемые в Паскале.
Их вам необходимо выучить - не обязательно, конечно, точные
диапазоны значений, но названия и примерные границы.
Не забывайте про эту таблицу - в дальнейшем она вам может
понадобиться.
Пишем программу
В этом уроке я хочу предложить вам модифицировать программу,
написанную в предыдущем выпуске. Нам необходимо сделать, чтобы
она запускалась и работала по-настоящему - принимала данные
с клавиатуры и выводила ответ на экран.
Для этого сначала напишем небольшой пример, в котором разберемся,
как же выводить и принимать данные.
У программистов существует такое негласное правило - чтобы
продемонстрировать новый язык программирования, необходимо
написать на нем программу, выводящую "Hello, world!",
что значит "Привет, мир!". Это забавное правило придумано
для того, чтобы показать хоть что-нибудь на языке, не знакомом
пользователю. Я возьму это правило на вооружение и применю
для того, чтобы продемонстрировать как можно вывести данные
на экран.
Итак, пишем программу, выводящую строку "Hello, world!".
Ее текст будет выглядеть так:
Program Hello_world;
begin
Write('Hello, world!
');
Readln;
end.
Откройте Turbo Pascal и введите эту программу. Далее - нажатием
клавиш Ctrl-F9 запустите ее. Если у вас показало ошибки,
исправьте их - введите программу в точности так, как я показал
на примере.
Если же программа запустилась, то она выведет вам строку
Hello, world!, после чего остановиться и будет ждать
дальнейших действий. При нажатии клавиши Enter она
завершит работу.
Итак, разберем эту программу по частям:
1. Program Hello_world; - как обычно, заголовок
программы.
2. begin - начало текста программы. Заметьте,
мы не используем переменных, поэтому раздел var отсутствует.
3. Write('Hello, world!');
- Это строка и выводит Hello, world!. Как же это реализуется?
Здесь я познакомлю вас с первой процедурой.
Процедура Write. (Write - по-английски "писать").
Эта процедура выводит на экран какие-либо данные. Она может
выводить три основные вещи:
- Строку символов;
- Переменную;
- Результат вычислений;
Разберем, как это делается:
Делается это след. образом. После самой процедуры, в скобках
пишутся параметры. Здесь стоит обратить внимание, что все
параметры, которые передаются процедурам, пишутся рядом
с ними в скобках.
Чтобы вывести строку (как в нашем случае) - необходимо
ее заключить в одинарные кавычки - ' . Пример:
Write('Это строка');
Между символами кавычек могут быть абсолютно любые символы.
Если нам надо вывести сам символ кавычек, то мы его удваиваем:
Write('Здесь напечатается один символ кавычек - ''
.');
Далее - все просто. Параметров может быть сколько угодно,
они идут через запятую. Переменные и вычисления не заключаются
в кавычки. Если мы хотим, например вывести переменную с
комментарием, то пишем так:
Write('Значение переменной Name: ', Name);
Вот пример непосредственных вычислений прямо в скобках:
Write('5+12 равно: ', 5+12);
А теперь последний пример, сочетающий все вышеприведенные.
Обратите внимание, что можно использовать любое количество
параметров, располагая их в любом порядке:
Write('Значение переменной Name: ', Name, '
Name+5 = ', Name+5);
Итак, мы разобрались с процедурой Write. Разбираем
программу далее.
Следующая строка - Readln;.
4.Readln; - это процедура
чтения с клавиатуры. Разберем эту процедуру:
Процедура Readln; - используется для чтения
с клавиатуры. В нашей программе она служит для того, чтобы
затормозить программу после выполнения. В этой процедуре может
быть задан параметр, помещенный после нее в скобках -
Readln(A);
В качестве параметра может быть только переменная, ее значение
будет читаться с клавиатуры.
Итак, мы разобрали эту программу - научились читать данные
и выводить их на экран. Что теперь? А теперь давайте модифицируем
программу, написанную в прошлом выпуске с учетом полученных
знаний. Что мы будем делать?
- Заведем три переменных - A,B,C;
- Предложим пользователю ввести по порядку две переменных
- А и В;
- Сложим их и поместим результат сложения в переменную
С;
- Выведем переменную С на экран;
- Чтобы пользователь увидел ввод, затормозим программу,
ожидая нажатия Enter.
Итак, пишем программу:
Program Primer2;
var
A,B,C: Integer;
begin
Write('Введите А:
');
Readln(A);
Write('Введите B:
');
Readln(B);
C := A + B;
Write('A+B =
', C);
Readln;
end.
Откройте Паскаль и введите эту программу. Запустите ее на
выполнение клавишами Ctrl-F9. Если возникли ошибки, проверьте
правильность текста, сверьтесь с примером.
Что вы видите? Программа теперь реагирует на ввод, производит
с введенными данными какие-нибудь действия и выводит ответ
на них.
Вот эту программу я уже объяснять по частям не буду. Теперь
вам предстоит самостоятельно разобраться, что она делает и
как, без моих комментариев. Посмотрите на нее, вы должны понять
каждую строку. Если всеже возникают проблемы с выполнением
или что-нибудь совсем не понятно, пишите.
А пока, думаю все - на сегодня вам достаточно информации
для размышления, осваивайте все, понимайте. Кроме того, в
этот раз я задам вам небольшое домашнее задание по пройденному
материалу - его выполнение поможет вам попрактиковаться в
конкретном написании программ. Смотрите на примеры, они являются
основопологающими для всех заданий. Итак...
Домашнее задание по Паскалю
Все задачи представлены в порядке возрастания сложности.
1. Напишите программу, которая
будет печатать сумму числа, введенного с клавиатуры с числом
10.
2. Сделайте программу, читающую
пять переменных, а после выводящих их в порядке, обратом порядку
их чтения.
3. Программа должна читать
переменные A, B, C, D, а после реализовывать следующее
условие и выводить его по действиям, нумируя каждое из них.
Условие такое:
A = A-B+C-(A+A+B-(C+A))+D;
Пока все, решайте!
Готовые программы будут опубликованы в следующем выпуске.
На этом прощаюсь,
до следующего выпуска!
Автор рассылки Эдуард Дмитриев
(E-mail: ed1@mailru.com)
|
|
|