ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЙТИ ЗАМУЖ?
БЕСЕДЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Издательство "Русский Хронограф", Москва 2000

[Предисловие]     [Часть I]     [Часть II]     [Часть III]     [Часть IV]     [Часть V]    


ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книжечке я перескажу свой разговор с учениками старших классов обычной средней школы. Но для начала, вместо вступления, я расскажу вам одну историю, - как я стал учителем.

Эта история произошла лет десять назад. Директор одной из московских школ (она была тайно верующим человеком) попросила меня прийти к ней в школу и поговорить с детьми о нравственности и о заповедях Божьих. Ее крайне тревожило то, что, как она выразилась, "мы теряем детей, перестаем понимать их". И вот, по ее мысли, я должен был прийти и поговорить со старшеклассниками о Боге.

Я отказывался сколько мог, потому что, во-первых, никогда с детьми не разговаривал на такие темы, а во-вторых, был уверен в том, что они, в большинстве, ничего о Боге не знают, да и вряд ли интересуются узнать... Однако по ее уговору, мне пришлось-таки в школу прийти.

Прихожу. В актовом зале собралось человек сто, сто двадцать, дети вместе с учителями. Начинаю говорить о заповедях... Чувствую, что все идет поверх голов... Как ужасно чувствует себя учитель, когда дает неинтересный урок... Минут через двадцать дети устали меня терпеть. А я как раз дошел до седьмой заповеди - "Не прелюбодействуй". Объясняю, что нельзя людям сходиться, как собачки, что мы - разумные свободные существа, что в мире свободных существ действуют нравственные законы, что нельзя... А меня вдруг спрашивают: "Почему нельзя?" Смотрю, кто спрашивает. На заднем ряду сидит девушка на коленях у парня и говорит мне далее такие слова: "Товарищ лектор, а почему нельзя? Мы с моим парнем СПИДом не болеем, семьи заводить не собираемся, детей пока не хотим. Почему нельзя? Что это ваш Бог такой строгий?"

Вот в этот момент у меня в голове все прояснилось... Надо признаться, что до этого момента я не считал, что педагогика - искусство. Архитектура, музыка, поэзия, философия - да, искусство, а педагогика - работа, вроде дворника или санитара... Но когда я услышал вопрос девушки: "Что это ваш Бог такой строгий?" - я мгновенно понял, что у меня из этого зала актового - два пути. Или я отвечу на ее вопрос, и она сядет на стул. Или я выйду в дверь и уже никогда не буду говорить с детьми о Боге. Педагогика - это высокое искусство. Если я учитель, я могу как-то передать детям свои убеждения...

Я ответил этой девушке на ее вопрос (ответ вы сможете найти в этой книжечке). Так я стал учителем. Скоро я понял, что мы, взрослые (учителя, родители), часто делаем одну ошибку. Когда мы говорим с детьми, мы говорим о себе и о своем, о том, что по-нашему надо, что хорошо, что должно... Часто мы это делаем с таким нажимом и дурным вкусом, что результат бывает строго обратный тому, какого мы ожидали. А если зайти с другого конца? Поговорить с детьми об их проблемах, о том, что их волнует в это самое смутное время становления личности - переходный возраст.

А теперь я перейду к своей беседе со старшеклассниками.

Электронная версия книги "ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЙТИ ЗАМУЖ? БЕСЕДЫ СО СТАРШЕКЛАСНИКАМИ". Книга издана по благославению Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия. Издательство "Русский Хронограф", Москва, 2000 год.


Hosted by uCoz