Борис Константинович
Зайцев
(1881-1972)
ЗАЙЦЕВ,
БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ (1881–1972), русский прозаик, драматург.
Эмигрировал в 1922. Родился 29 января (10 февраля) 1881 в
Орле. Детство прошло в Калуге, где в 1898 Зайцев окончил реальное
училище. За участие в студенческих беспорядках был отчислен
из Московского технического училища, куда его определил отец,
директор завода Ю.П.Гужона. Учился в Горном институте в Петербурге
и на юридическом факультете Московского университета (не окончил).
Дебютировал в 1901 рассказом "В дороге", в 1906
вышли "Рассказы. Книга 1-я", принесшие автору известность.
О своем творческом развитии Зайцев писал в 1916: «Начал с
повестей натуралистических; ко времени выступления в печати
– увлечение т.н. «импрессионизмом», затем выступает элемент
лирический и романтический. За последнее время чувствуется
растущее тяготение к реализму».
Специфика литературной позиции Зайцева определялась его промежуточным
положением между участниками литературного объединения «Среда»,
твердо приверженного заветам русской реалистической классики,
и явным тяготением к символизму, которым во многом определялась
и проблематика его первых произведений, и их построение в
форме, называемой автором «бессюжетным рассказом-поэмой».
В ранних сборниках Зайцева ("Рассказы. Книга 2-я",
1909) заметно влияние К.Гамсуна. Вместе с тем уже на начальном
этапе творчества ощутимо сильное воздействие Чехова, предопределяющее
выбор героя: это интеллигент, который всегда находится в разладе
с окружающим прозаичным миром, не расстался с мечтами об иной,
истинно одухотворенной форме существования и способен, вопреки
своим тягостным будням, устремляться к недостижимому высокому
идеалу. Присутствие Чехова особенно заметно в драматургии
Зайцева, где выделяется пьеса "Усадьба Ланиных"
(1914), ставшая режиссерским дебютом Е.Б.Вахтангова.
В 1904 Зайцев впервые посетил Италию, подолгу жил там в годы
перед Первой мировой войной и считал эту страну своей второй
духовной родиной. Итальянские впечатления подсказали сюжеты
нескольких его рассказов (сборник "Рафаэль", 1922,
к которому примыкает цикл очерков "Италия", печатавшихся
с 1907) и до конца жизни писателя продолжали питать его творчество.
Своим главным произведением русского периода Зайцев не раз
называл повесть "Голубая звезда" (1918), расцененную
им как «прощание с прошлым». Повесть воссоздает историю любви
героя, мечтателя и искателя высшей духовной правды, к девушке,
которая напоминает тургеневских героинь. Фоном этой любви
становится интеллектуальная и художественная жизнь московской
среды, которая в предчувствии приближающихся грозных исторических
событий пытается обрести для себя прочные нравственные опоры
и духовные ориентиры, однако уже чувствует, что уходит весь
ее устоявшийся быт и впереди полоса тяжелых потрясений. Этот
мотив присутствует и в сборнике рассказов, порою сближающихся
со стихотворениями в прозе, "Улица св. Николая"
(1923), первой книге Зайцева, увидевшей свет после его исхода
из России.
В годы Первой мировой войны Зайцев окончил Александровское
военное училище и сразу после Февральской революции был произведен
в офицеры, однако не попал на фронт и с августа 1917 по 1921
жил в своем калужском поместье Притыкино. По возвращении в
Москву был избран председателем Московского отделения Всероссийского
союза писателей, работал в Кооперативной лавке писателей и
в «Studio Italiano». Получив разрешение ввиду болезни уехать
за границу, Зайцев обосновался в Берлине, откуда переехал
в Париж.
К этому времени он уже пережил сильное влияние религиозной
философии В.Соловьева и Н.Бердяева, которые, по его позднейшим
свидетельствам, пробили «пантеистическое одеяние юности» и
дали сильный «толчок к вере». О новом мироощущении Зайцева
свидетельствуют написанные им в 1920-е годы «житийные портреты»
("Алексей Божий человек", "Препродобный Сергий
Радонежский", оба 1925) и очерки о странствиях к святым
местам ("Афон", 1928, "Валаам", 1936).
Такие же настроения преобладают и в романах, относящихся к
периоду эмиграции. Среди них выделяется "Золотой узор"
(1926), где герои, испытавшие на себе все ужасы недавнего
лихолетья, приходят к мысли, что «Россия несет кару искупления...
Не надо жалеть о прошедшем. Столько грешного и недостойного
в нем».
Автобиографическая тетралогия "Путешествие Глеба"
(1937–1953) воссоздает детские и юношеские годы героя, совпавшие
со временем надвигающегося перелома в судьбах России. Проведя
героя знакомыми путями, которые ведут от земного к вечному,
Зайцев обрывает повествование, когда оно достигло 1930-х годов,
а герой ощутил провиденциальный смысл, заключенный в совпадении
его имени с именем великомученика, особенно чтимого русской
церковью. Часто сопоставляемая в критике с "Жизнью Арсеньева"
тетралогия Зайцева действительно имеет общие черты с произведением
И.А.Бунина, хотя в ней приглушено чувственное начало, которое
почти отсутствует даже в третьем томе – "Юность"
(1950), где рассказана история трудной любви Глеба и Элли
(под этим именем изображена жена Зайцева В.А.Орешникова; ей
и В.Н.Буниной посвящены его "Повесть о Вере", 1968,
и "Другая Вера", 1969).
Обобщая опыт русской эмиграции в статье, приуроченной к 25-летию
своего отъезда из Москвы, Зайцев выразил основную тему всего
созданного им после того, как он покинул родину: «Мы – капля
России... как бы нищи и бесправны ни были, никогда никому
не уступим высших ценностей, которые суть ценности духа».
Этот мотив главенствует и в его публицистике (особенно примечателен
цикл статей в газете «Возрождение» осенью 1939 – весной 1940,
впоследствии изданный под общим заглавием "Дни"),
и особенно в мемуарной прозе, занимающей основное место в
последний период творчества писателя. Книги воспоминаний Зайцева
"Москва" (1939) и "Далекое" (1965) содержат
целостный и яркий портрет предреволюционной эпохи, запечатленной
в ее идейном брожении и в богатстве ее духовной жизни. Зайцев
проявил себя как истинный мастер литературного портрета, нередко,
как в главах о Бунине или о З.Гиппиус, подводящего объективный
итог сложным отношениям, которые связывали мемуариста с этими
людьми на протяжении десятков лет.
В эмиграции Зайцевым созданы также романизированные биографии
трех русских классиков: "Жизнь Тургенева" (1932),
"Жуковский" (1951), "Чехов" (1954), в
которых предпринят опыт реконструкции духовного мира и творческого
процесса каждого из этих писателей.
Зайцеву принадлежат переводы Ватека У.Бекфорда (1912), "Ада
Данте" (ритмической прозой, 1913–1918, опубликован в
1961), "Искушения святого Антония" и "Простого
сердца" Г.Флобера.
Умер Зайцев в Париже 22 января 1972.
|